Начало делу было положено в простом гараже, где и началось производство первых бильярдных столов. На данный момент в это верится с трудом, особенно глядя на огромное технологическое производство, располагающееся в Беларуси, точнее, в городе Жодино, неподалеку от Минска. Занимает фабрика по производству бильярдных столов около двух с половиной гектаров. Само Жодино было широко известно из-за находящегося в нем Белорусского автомобильного завода. Так что культура труда здесь имеет глубокие истоки.
Для изготовления бильярдных столов компания Руптур обращается к современным европейским и американским технологиям, не забывая традиций и продолжая развивать и разрабатывать свои методики. Для этого на фабрике имеется экспериментальная мастерская, где есть место творчеству, вдохновению и саморазвитию. Конечно, процессом создания бильярдных столов занимаются специалисты, имеющие высочайшую квалификацию, но даже им есть куда стремиться. Рассмотрим основные этапы производства, первый и основополагающий – это сушка древесины.
Итак, первый цех - сушильный. Необходимый этап для удаления лишней влаги из дерева, ведь если этого не сделать, то с течением времени дерево начнет трескаться и подвергаться деформации.
Когда-то сушка занимала годы. При изготовлении музыкальных инструментов на нее и сейчас уходят годы. Изготовление бильярдных столов не требует таких условий, но имеет ряд своих нюансов. Каменные плиты для бильярдных столов могутвесить до тонны. И для такой массивной основы требуются соответствующие детали. Те же условия и для оборудования. Компания Руптур использует сушильные установки производства Америки, фирмы "KOETTER". Но постепенно производство бильярдных столов расширялось, потребовалось больше оборудования. И компания, используя накопленный опыт, построила ещ две собственные сушильные установки. Теперь эти сушилки могут охватывать до 60 миллиметров толщины бревна, что превышает стандартные возможности такого рода оборудования в 2 раза. Скорость высыхания – 1 миллиметр в день, следовательно, около 2х месяцев уходит на просушку 1 бруска. Само производство очень чистое и экономичное. Этот эффект достигается за счет работы по замкнутому циклу. Печь, которая отапливает сушильни, используется также для уничтожения деревянных отходов.
Где же именно происходит рождение бильярдного стола? Это следующий после сушильни этап. На этом участке и происходит деревообработка, позволяющая воспроизвести на свет бильярдный стол. Станки для обработки заказаны из Италии, в фирме SCM, которые считаются лучшими и среди европейских деревообрабатывающих станков. Сначала распил, потом склейка, так как многие детали, принимающие на себя большой вес (например, ноги бильярдного стола) должны быть сборными для более длительной эксплуатации. Количество таких наборных элементов может доходить до 50, что в будущем защищает дерево от трещин и деформаций. Такой же филигранный сбор проходят и многие другие детали бильярдного стола, например борта.
Далее идет этап окрашивания, для этого выделен особый цех со всеми возможными мерами предосторожности. Спиртовые красители быстрее сохнут и остаются только на верхних слоях дерева, от использования водных красителей компания Руптур отошла. Отдельные цвета изготавливаются специально по заказу Руптур, используются самые качественные немецкие краски. За этапом окрашивания следует лакировка деталей бильярдного стола, обычно лак берется от 2 до 5 слоев, что помогает защитить бильярдный стол от влажности. После всех этапов идет завершающая подгонка всех деталей. Еще до отправки бильярдного стола это полностью собирают на производстве, что исключает малейшую возможность несовпадения деталей. Компания Руптур не останавливается на достигнутом и планирует также дальнейшее совершенствование и расширение.
Дизайнерская художественная обработка имеет принципиальное значение. Большинство бильярдных столов фирмы Руптур оформлены с различными декоративными элементами. Ведь бильярд – это
и эстетическая вещь, и красивая деталь интерьера. Можно выбрать то, что душе угодно – резные украшения, кованные, кожаное тиснение. В Жодино существуют три такие мастерские. Первая – святая святых резьбы по дереву. Эти непревзойденные мастера ежедневно демонстрируют чудеса фантазии и ловкости рук. Резьбу можно увидеть на каждой второй модели бильярдного стола Руптур. Вторая купель находится в здании рядом – это кузница. Вы видели бильярдные коллекции «Ричард» и «Седой граф»? Витые крашения и детали для них созданы именно здесь, с помощью горячей и холодной технологии ковки. Третья мастерская, пожалуй, является экспериментом. В ней разрабатываются новые идеи, методы, пожалуй, здесь можно найти самый большой простор для свободы творчества. Что можно сказать об историческом наследии? Здесь стоит вспомнить одну из самых известных историй о Несвижском бильярдном столе Радзивиллов. После революции его ожидало много перемен. То красноармейцы играли на нем в Несвиже в 1917 году. То известный писатель Константин Паустовский в первую мировую войну лежал в местном госпитале и играл в бильярд. Последний хозяин Несвижского замка в 1926 году сыграл на этом бильярдном столе с маршалом Польши Юзефом Пилсудским.
Бильярдный стол «Монарх» был "молчаливым свидетелем взлета и падения целой эпохи", как сказал потом писатель Валентин Катаев. Бильярдный стол «Монарх» пережил и вторую мировую, когда на нем играли летчики. Замок был разграблен, но вот бильярд вынести не смогли. Позже в Несвиже была организована лечебница и на бильярде играли отдыхающие, а потом и весь съезд писателей СССР. В конце концов «Монарх» чуть не был забыт на одной из пожарных частей Беларуси. Изначально у Радзивиллов это был бильярдный стол для пула. А после них играли на столе чаще шарами для пирамиды, которые шире. Естесственно, шары застревали и их грубо проталкивали, бывало и сапогом, что не могло не сказаться на внешне виде бильярдного стола. Хорошо, что о столе узнал Александр Соколов, глава компании Руптур и дал согласие на бесплатную реставрацию.
Так «Монарх» и попал в Жодино. Говорят, что он был черный, а под слоем краски были еще слои лака. Как сказал резчик по дереву Александр Коцуба: "Только когда мы аккуратно сняли всю грязь, увидели, насколько этот стол красив: проявились мелкие резные детали, рисунок шпона из красного дерева". Работа предстояла невероятной сложности, просто ювелирная. Несколько месяцев шла только теоретическая подготовка. Никто не помогал работникам Руптура, все приходилась делать исключительно на энтузиазме. Хорошо, что смогли найти почти идентичную древесину возраста 100 лет. Ездила в Европу за шпоном. Руководитель проекта «Бильярд Радзивиллов» мастер Сергей Бяко. А художник Геннадий Жебин даже оставил работу учителя ради проекта. Теперь отраставрированный «Монарх» выставлен в Несвижском музее-заповеднике. Целых 2 года длились реставрационные работы, закончились только в 2004 году. Изначально известно, что бильярдный стол «Монарх» был создан в 1896 году фирмой "Brunswiсk". В ходе работ поверхность стола заменили на ардезит, а Игровую поверхность стола полностью заменили на качественный "ардезит", но решили оставить приобретенную принадлежность к русской пирамиде.
Купить бильярдный стол производства фабрики Руптур - это выгодное вложение денег. Такой стол будет служить даже Вашим внукам,а его ценность будет только расти. Конечно, при бережном обращении.